Вопрос конкуренции независимых предпринимателей с сетевыми отделами поднимался неоднократно, и вот на что здесь хочется обратить внимание: часто в рассуждениях на эту тему происходит подмена понятий — сетевые отделы приравниваются к монобрендовым, а независимые к мультибрендовым. Это в корне ошибочное представление, так как существуют сети, предлагающие покупательницам продукцию нескольких производителей, а независимые предприниматели могут строить свой ассортимент на предложении одной фабрики. Именно об этом и хотелось бы поговорить в этой статье. Если любой независимый предприниматель имеет возможность создать и мультибрендовый и монобрендовый ассортимент, то следует рассмотреть все плюсы и минусы обоих подходов.
Выбор производителей
Монобренд
Выбор производителя для монобренда — это самый главный вопрос, так как именно на нем будет строиться весь ассортимент, что, в конечном счете, будет определять успешность торговли. Стоит оговориться, что не все производители способны предоставить достаточное разнообразие моделей, чтобы на его основе выстроить монобрендовый ассортимент. Следует внимательно изучить несколько каталогов интересующего Вас производителя, чтобы убедиться в том, что у него достаточный выбор моделей. Кроме того, не стоит выбирать для монобрендового отдела фабрику, имеющую широкую франшизную сеть — Вы не сможете выдержать конкуренции с франшизными отделами.
Мультибренд
Для мультибренда этот шаг также важен, но по сравнению с монобрендом, здесь есть большая свобода. Обычно в формировании ассортимента мультибрендового отдела участвуют 4-5 фабрик. При этом можно выбрать фабрики с одинаковой направленностью (например, ориентацйия на большие размеры), так и с разной (у одного сильные fashion-коллекции, у другого — утягивающие модели и т.д.). Кроме того, в будущем Вы сможете поменять набор поставщиков, если возникнет такая необходимость.
Отбор моделей
Монобренд
В целом отсутствует. В образовании ассортимента используются все или почти все модели выбранного производителя. Это легкий путь, так как один из самых сложных шагов уже сделан за Вас, и можно делать закупки по всему каталогу. Если, как это обычно бывает, закупки производятся не напрямую с фабрики, а через оптовую компанию, то закупки делать еще легче, так как оптовые склады обычно отсеивают неходовые модели.
Мультибренд
Самый важный и самый сложный процесс. Из всего многообразия моделей выбранных производителей нужно отобрать те, которые составят Ваш ассортимент. Как Вы понимаете, здесь очень легко ошибиться, особенно если нет опыта в бельевом бизнесе или Вы только начинаете работать с выбранными фабриками. В этом случае лучше ориентироваться на советы оптовых мультибрендовых компаний. Радует то, что в дальнейшем набор продаваемых моделей можно менять, развивать и расширять, минимизируя риски.
От чего зависит успешность продаж
Монобренд
Фактором, определяющим успешность продаж в монобрендовом отделе, считается известность бренда. Это как раз тот случай, когда понятие «монобренд» путают с сетевыми отделами. Об известности бренда стоит говорить только при сопоставлении разных сетей, так как в этом случае понятие «бренд» включает в себя и ассортиментную политику, и сервис, и рекламу. Если Вы независимы, и Вы сами определяете формат общения с покупателем, форматы рекламы и т.д., а выбранный Вами бренд определяет только Ваш ассортимент, то его известность не будет играть первостепенную роль. То, насколько модели выбранной фабрики соответствуют запросам Ваших покупательниц, а также соотношение цены и качества — вот что будет определять успешных Ваших продаж, если Вы выбрали монобрендовый формат. Иными словами, если новая коллекция выбранного производителя не так хороша, как прежняя, продажи гарантированно упадут. То же произойдет при повышении цен или ухудшении качества. Любые изменения на производстве будут влиять на Ваши продажи. Но не волнуйтесь — позитивные изменения также будут отражаться на Вашем бизнесе. Проблема лишь в том, что Вы не можете влиять на то, что происходит на производстве.
Мультибренд
Если Вы встали на путь мультибренда, приготовьтесь взять всю ответственность за изменения в продажах на себя. Именно от того, насколько хороший выбор Вы сделали при формировании ассортимента и насколько мобильно Вы реагируете на отзывы клиенток, определит Ваши продажи. Минусы ясны — Ваши ошибки ухудшают продажи. Плюсов, однако, больше — Вы можете все свои ошибки исправить, и только от Вас зависит, как будет развиваться Ваше дело. Это тяжелый путь, но и успехов можно достичь весьма значительных.
Лояльность покупательниц и брендинг
Монобренд
Лояльность покупательниц к монобрендовому отделу — это, по большей части, лояльность к товару. И так как товар в Вашем отделе определяется производителем, то и лояльность относится к нему. Это еще один пример непонимания разницы между понятиями «сетевой отдел» и «монобренд»: в глазах покупательниц любой монобренд — это представитель сети, даже если они никогда не видели второго такого отдела. Пользуйтесь этим эффектом, имитируя принципы работы «франшизы»: запросите у поставщиков плакаты, пакеты и другие элементы фирменного стиля, рассылайте клиенткам каталоги и почаще произносите название Вашего производителя. Однако если Вы хотите, чтобы клиентки любили именно Вас (например, за сервис), то Вам будет очень нелегко этого добиться: Вам будет доставаться лишь тень любви к производителю.
Мультибренд
Здесь все с точностью до наоборот. Создавая свой ассортимент, Вы создаете уникальный отдел. Предлагая качественный сервис, Вы зарабатываете лояльность покупательниц. Таким образом, Вы создаете в их глазах собственный имидж, не зависимый напрямую от предлагаемого товара — изменения в ассортименте, особенно если они основаны на отзывах покупательниц, будут восприниматься позитивно, так как клиентки доверяют Вашему выбору. Поле для брендинга здесь весьма обширно, но использование материалов, предоставляемых поставщиками, не будет эффективным. Если Вы всерьез хотите заняться брендингом, придется либо обратиться в рекламное агентство, либо придумывать фирменный стиль самостоятельно.
Итоги
Монобренд
Создать и содержать монобрендовый отдел легче, чем мультибрендовый. Многие вопросы — ассортимент, потребительская аудитория, фирменный стиль, реклама — уже решены поставщиком и Вы получаете все в готовом виде. Самому разобраться в этих вещах под силу не каждому. С другой стороны, Вы волей-неволей будете имитировать работу франшизных отделов, со всеми их плюсами и минусами. Это путь подходит для тех, кто не хочет рисковать, и готов пожертвовать частью свободы в пользу ясности и простоты ведения бизнеса.
Мультибренд
Тот, кто выбрал мультибрендовый формат, встал на путь постоянного развития. Мультибренд никогда не даст владельцу расслабиться — каждое изменение на рынке должно иметь свой отклик. Это тяжелый путь, но свобода здесь ничем не ограничена — есть широкие возможности и при формировании ассортимента, и при создании бренда.
Илья Томилин
Бельевая кампания «Татюр»
Постоянная ссылка